Тайны истории - часть 1

Странные знания догонов. Загадка Тиауанако. Истуканы острова Пасхи. Тайны черепов.

Странные знания догонов

 

В 1931 г. известный французский этнограф профессор Марсель Гриоль, путешествуя по Западной Африке, побывал у одного из суданских племён, живущих в излучине реки Нигер на территории республики Мали. Это были догоны — часть древнего народа, по уровню цивилизованности, казалось бы, ничем не выделявшегося среди соседей. Однако профессора заинтересовали необычные предания и мифы, устно передававшиеся из поколения в поколение у этих не знающих письменности земледельцев. Речь в них шла, ни много ни мало, о происхождении и устройстве Вселенной, а также о давних связях этого народа с космосом.

С тех пор профессор Гриоль со своими коллегами регулярно отправлялся в экспедиции к догонам, учёные подолгу жили среди гостеприимных африканцев, а те понемногу проникались доверием к доброжелательным и пытливым белым людям и постепенно посвящали их в свои самые сокровенные тайны. Наиболее «посвящёнными» стали сам Гриоль и его главная помощница, профессор Жермен Детерлен, которая после смерти Гриоля в 1956 г. продолжила их общее дело. Воистину сенсационные результаты своих исследований Гриоль и Детерлен изложили в целом ряде публикации, первая из которых вышла в свет в 1950 г.

Современная наука гласит, что Вселенная образовалась в результате первоначального Большого взрыва, до которого всё её вещество, сжатое до невероятной плотности, занимало бесконечно малый объём, а такие категории, как пространство и время, отсутствовали. С момента Большого взрыва (около 13 миллиардов лет тому назад) происходит непрерывное расширение Вселенной, так называемое разбегание галактик. А вот как происходило образование Вселенной согласно древним преданиям догонов: «В начале всех вещей был Амма — Бог, который не покоился ни на чём. Амма был шариком, яйцом, и яйцо это было замкнуто. Кроме него не существовало ничего». В современном языке догонов слово «амма» означает нечто неподвижное, сильно сжатое и очень плотное. И далее: «Мир внутри Аммы был ещё без времени и без пространства. Время и пространство слились в единое целое». Но наступил момент, когда «Амма открыл глаза. При этом его мысль вышла из спирали, которая, кружась в его чреве, обозначила будущее разрастание мира». Согласно преданию, современный «мир бесконечен, но его можно измерить». Эта формулировка очень близка той, что дал Эйнштейн в своей теории относительности.

Наша Галактика — Млечный Путь — это у догонов «граница места». «Граница места обозначает один участок звёздного мира, частичкой которого является наша Земля, а весь этот мир кружится по спирали. Амма сотворил бесконечное число звёздных миров в форме спирали». (Большинство известных современной науке галактик имеют именно форму спирали.)

Характерно, что, в отличие от всех других религиозных мифов, Земля, по поверьям догонов, не есть центр мироздания и земляне не являются единственными живыми существами во Вселенной. «Спиральные звёздные миры — это населённые миры. Амма, придавший миру движение и форму, одновременно со всеми вещами создал и все живые существа… как на нашей планете, так и на других Землях…» Невероятно, но в преданиях догонов есть не только такие понятия, как «звёзды», но и «планеты» и даже «спутники планет». «Неподвижные звёзды — это такие звёзды, которые не вращаются вокруг других звёзд. Планеты же и спутники планет — это звёзды, которые вращаются, описывая круги вокруг других звёзд». И откуда могли люди, пребывавшие, по идее, в полупервобытном состоянии, знать о том, что «Солнце вращается вокруг своей оси словно бы под действием спиральной пружины… а Земля вертится сама вокруг себя и при этом обегает пространство по большому Кругу»?

Из планет Солнечной системы догоны уделяют внимание главным образом видимым невооружённым глазом — Марсу, Венере, Сатурну и Юпитеру. Оказывается, им известно, что у Венеры есть спутник. Современная наука пока этого не знает. Посвящая французских учёных в эзотерические знания, догоны иллюстрировали свои повествования символами и схемами, подчас довольно сложными, но всегда очень наглядными. Юпитер они изображали в виде большой окружности, на которой располагаются четыре маленьких кружочка — спутники планеты. На сегодняшний день мы знаем 16 спутников Юпитера, четыре из них, открытые в 1610 г. Галилеем, — самые крупные и яркие. Сатурн догоны изображали в виде двух концентрических окружностей, поясняя, что внешняя окружность — это кольцо (или кольца).

Однако центральное место в мифологии этого загадочного народа принадлежит Сириусу, самой яркой звезде на нашем небосводе. По понятиям догонов, Сириус представляет собой звёздную систему, «оказавшую главное влияние на развитие жизни на Земле и являющуюся основой основ мироздания». Эта звёздная система состоит из собственно Сириуса, второй звезды (Сириуса B) и третьей звезды (Сириуса C). Догоны говорят, что все три «дополнительных» небесных тела находятся так близко от главного светила, что их не всегда можно увидеть. На сегодняшний день астрономы открыли лишь вторую из упомянутых звёзд. Существование Сириуса C до сих пор остаётся предметом дискуссий астрономов.

Догоны говорят о Сириусе B, что «эта звезда вращается вокруг Сириуса, делая один оборот за 50 лет. Когда Сириус B сближается с Сириусом, тот начинает блестеть очень ярко, а когда удаляется от него, то сам начинает мерцать, так что наблюдателю кажется, будто Сириус B превратился в несколько звёзд». Между прочим, эта периодичность свечения Сириуса подтверждена астрономами.

Сириус B простым глазом не виден, а до середины XIX в. никто, кроме удивительного племени догонов, даже и не знал о его существовании. «Сириус B, — сообщают догоны, — самое тяжёлое из небесных тел. Он имеет такую плотность, что если собрать вместе всех людей, то и они не смогли бы поднять даже его маленького кусочка». И действительно, Сириус B был первым обнаруженным во Вселенной «белым карликом» — выгоревшим и сжавшимся до невероятной плотности, равной 50 т на кубический сантиметр!

Мифы догонов связывают с Сириусом и появление на Земле первых людей. В одном из них говорится, что людей перенесли на Землю космические корабли — «небесные ковчеги с планеты, солнцем которой была звезда Сириус B до своего взрыва». Снижаясь, ковчег «описывал двойную спираль, отображая своим движением ход жизни в том вихре, который оживил самую первую её частичку». Известно, что форму двойной спирали имеет молекула дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) — носитель нашего генетического кода!

Предания догонов повествуют о двух этапах космических путешествий. Первый связан с прибытием на Землю существа по имени Ого. Второй — с посадкой на Земле ковчега, на борту которого находились Номмо и первые люди. О личности самого Ого говорится туманно. Похоже, что это субъект наподобие Сатаны — падший архангел, который взбунтовался против Аммы и завладел некоторыми его сокровенными знаниями. Ого якобы трижды побывал в космосе, причём совершал он свои космические вылазки в малых ковчегах. Есть любопытное упоминание о том, что источником энергии для его космических ковчегов служили частицы «по» — фундаментальная основа космического мироздания.

Другой персонаж — Номмо — предстаёт в образе архангела, исполняющего распоряжения Аммы. Главная его задача — создать на Земле жизнь и заселить планету людьми. Миф подробно описывает подготовку столь важной миссии. На борту корабля находилось всё необходимое для создания на Земле жизни, а также люди — четыре пары близнецов, или восемь Прародителей. Летел корабль к Земле через специальное временное «окно» в небе, которое создал Амма.

После посадки сначала на Землю сошёл Номмо, за ним все остальные прибывшие. Когда ковчег опустел, Амма втянул на небо медную цепь, на которой висел корабль, и закрыл небесное окно. Это означало прекращение всех связей между экипажем ковчега и пославшей его цивилизацией. Для людей, ставших первыми землянами, пути назад уже не существовало. Нужно было обживать новую планету, культивировать на ней жизнь, «плодиться и размножаться».

Надо сказать, что сегодня догонов никто не изучает. То, что известно о них, добыто в экспедициях 1960-1970-х гг. Кто знает, сколько открытий могли бы сделать астрономы и этнографы, поработай они с догонами сегодня, в начале третьего тысячелетия, используя компьютеры!

 

Загадка Тиауанако

 

В конце II тысячелетия до н. э. в горах северо-восточных областей Южной Америки внезапно появилась и вскоре исчезла загадочная культура чавин. Её народ исповедовал культ ягуара, строил каменные пирамиды, изготовлял изящные керамические изделия. Прошли века, и вдруг так же неожиданно посреди высокогорного плато возникла новая цивилизация Тиауанако, названная так по имени своего священного центра.

Название Тиауанако означает Мёртвый город и восходит к инкским временам, когда в городе уже никто не жил. Инки, сами замечательные строители, были уверены в том, что этот огромный каменный город могло построить лишь их высшее божество Виракоча.

Действительно, трудно представить, каким способом каменные статуи и многотонные монолиты, из которых был построен Вечный город Америки транспортировались в Тиауанако из ближайшей каменоломни, находившейся примерно в 6 км. Учёные подсчитали, что одну такую глыбу весом 150 т могли бы за день доставить три тысячи людей. Стало быть, Тиауанако построили в результате отлично организованного труда многих и многих тысяч рабочих. Вместе с тем убедительных свидетельств о наличии в древнем Перу значительных трудовых ресурсов не существует.

Наибольший интерес археологов привлекли развалины большого дворца Каласасайя, занимавшего площадь 17500 м2. Американист и археолог Артур Познанский, боливиец немецкого происхождения, посвятивший изучению Тиауанако всю свою жизнь, называет Каласасайя главным храмом Солнца. Это строение описал один из первых хронистов Перу испанец Сьеса де Леон. Согласно его описанию, основной достопримечательностью дворца являлся большой зал с порталами и широкими окнами. На стенах крепились золотыми гвоздями медные и бронзовые пластины. До нашего времени, однако, сохранились только большие колонны, намечающие очертания этого загадочного здания и широкая каменная лестница — главный вход во дворец. В северо-западной части города находится наиболее прославленный памятник Тиауанако — Ворота Солнца. Верхняя часть сооружения украшена рельефом, в центре которого изваяна человеческая фигура, напоминающая современного космонавта в скафандре. Из её головы расходятся солнечные лучи, заканчивающиеся изображением головы пумы. Одеяние этого тиауанакского «главного бога» украшено изображениями пумы, а также кондоров и рыб. По мнению профессора Познанского, на рельефе Ворот Солнца изображены древние календари — солнечный и лунный.

Другой значительный и не менее загадочный «объект» священного города — так называемый Дворец саркофагов. Ныне это руины квадратного каменного здания, в фундаменте которого были обнаружены могилы, прикрытые плитами из цветного камня.

Но самым крупным сооружением Тиауанако является ступенчатая пирамида Акапана с основанием 210x210 м. Считается, что на её вершине некогда возвышался индейский храм, где приносились человеческие жертвы. До наших дней никаких следов бывшего храма не сохранилось, а остался лишь небольшой бассейн для купания, ориентированный точно с запада на восток.

Сохранились также каменные статуи, превосходящие по размерам даже гигантские каменные головы ольмеков и названные по именам открывших их учёных — Монолит Беннета и Монолит Понсе Санхинеса. Монолит Беннета имеет высоту более семи метров. Почти прямоугольную голову статуи украшает нечто вроде тюрбана или налобной повязки. Глаза смотрят прямо, руки сложены на груди. Неподалёку от Монолита Беннета была обнаружена ещё одна, меньшая статуя, изображающая бородатого мужчину, что совершенно не типично для индейцев. Бороду носил лишь белый бог Виракоча, спустившийся с облаков или пришедший из-за моря. Согласно мнению некоторых историков, строителями Тиауанако были белокожие пришельцы, возможно викинги. Хронист Сьеса де Леон записал в XVI в. со слов местных жителей, что когда-то к ним пришли люди с белой кожей и большими бородами, но, «будучи немногочисленны по сравнению с местным населением, были истреблены в сражениях».

Священный Тиауанако находится в 20 км от южного берега уникального высокогорного озера Титикака. Оно лежит в Андах на высоте 3854 м над уровнем океана, имеет длину 160 км и ширину 60 км. В далёком прошлом между Вечным городом Америки и озером Титикака безусловно существовала культовая связь. На некоторых островках посреди водной глади озера удалось разыскать остатки древних поселений. От жителей этих поселений остались тростниковые лодки, похожие на древнеегипетские папирусные корабли (по такому типу была построена знаменитая лодка Тура Хейердала «Ра»). Сохранились вбитые много веков назад сваи, обмазанные составом, предохраняющим дерево от разрушения, и ещё… легенды. По одной из них, Солнцу так понравилось озеро Титикака, что оно поселило на нём своих сына и дочь, и от них пошли все мужчины и женщины на земле.

Во времена империи Великого Инки жителям под страхом смерти запрещалось приближаться к сваям. В день весеннего равноденствия сам Великий Инка подплывал на тростниковой ладье с вплетёнными красными нитями к острову. Здесь уже был разбит шатёр для Сына Солнца. Великий Инка оставался там один целые сутки. Считалось, что Солнце, спустившись с неба, приходит в шатёр и проводит ночь в беседе с повелителем инков. Никто не мог в это время даже взглянуть в сторону шатра, чтобы не ослепнуть от нестерпимого сияния отражающегося в зеркальной воде Солнца. Ходили легенды, что на дне озера Титикака находятся какие-то древние развалины, а два священных острова под водой соединены тяжёлой золотой цепью.

Чтобы установить истину, знаменитый океанограф Жак-Ив Кусто перебросил на озеро две миниатюрные подводные лодки и с их помощью исследовал дно водоёма. Экипажи субмарин никаких цепей не нашли, но остатки каменных построек действительно увидели. Эти сведения навели учёных на мысль о том, что некогда очертания берега озера Титикака претерпели изменения. Возможно, что само озеро было гораздо шире и священная индейская столица Тиауанако находилась как раз на берегу. Она просуществовала 1300 лет начиная с III в. до н. э. Сам по себе этот факт вызывает удивление, ибо тиауанакская цивилизация процветала на высоте почти четырёх тысяч метров над уровнем океана, затем по непонятным причинам город был покинут жителями. Остались лишь шедевры древней архитектуры, легенды и загадки Тиауанако.

 

Истуканы острова Пасхи

 

Первыми из европейцев на Пасхе побывали голландские моряки — команды адмирала Роггевена. По их словам, среди островитян были люди с белой, коричневой и бронзово-красной кожей. Жили островитяне в домах из тростника, с виду похожих на перевёрнутые лодки. Роггевен и члены его команды встретились с теми, кого они приняли за вождей и жрецов, включая группу с более светлой кожей, носивших большие диски в проколотых мочках ушей. Однако больше всего голландских мореплавателей поразили статуи, о которых говорится в корабельном журнале адмирала Роггевена: «Сначала эти каменные лики потрясли нас; мы не могли понять, как островитяне, не имеющие прочных канатов и плотной строительной древесины для изготовления механизмов, тем не менее смогли воздвигнуть статуи высотой не менее девяти метров и при том довольно объёмистые».

Однако для Роггевена тайна существовала недолго. Он отколол кусок статуи и убедил себя в том, что это была хитроумная подделка, слепленная из глины, а затем покрытая галькой.

Осколок суши в Тихом океане оставили в покое почти на полвека, но как только о его существовании стало широко известно, он превратился в своего рода магнит для европейских и американских мореплавателей. В октябре 1770 г. испанский вице-король Перу послал флот специально для того, чтобы найти остров Пасхи. После двухнедельного плавания командующий испанским флотом достиг своей цели.

Спустя несколько лет на острове Пасхи появились гости из ещё более отдалённых стран. Знаменитый английский мореплаватель, капитан Джеймс Кук, прибыл на остров в марте 1774 г. На сушу высадилась небольшая группа людей, включая Махине, полинезийца с острова Таити, который мог в ограниченных пределах общаться с островитянами, которые жили весьма бедно.

Французская экспедиция Лаперуза, достигшая острова Пасхи двадцать лет спустя, никаких следов голода не наблюдала. Французы пришли к выводу, что во время визита Джеймса Кука туземцы, должно быть, прятались в пещерах.

Художник экспедиции почему-то наделил жителей острова Пасхи и их статуи характерными европейскими чертами.
К тому времени, когда научное исследование острова Пасхи развернулось полным ходом, живых островитян осталось гораздо меньше, чем огромных каменных статуй. В 1886 г. команда с американского военного корабля «Могикан» выполнила топографическую съёмку острова и насчитала 555 статуй. Следующие археологические экспедиции совершили новые открытия. На сегодняшний день на острове насчитывается от 900 до 1000 статуй, или моаи («образов»). Есть сведения о статуях, рухнувших в море, которое постоянно подмывает берега. Высота статуй варьирует от 2 до 11 м, но существует стандартный стиль и форма: длинная человеческая голова и торс, выдающийся подбородок, вытянутые мочки ушей, руки плотно прижаты к бокам, ладони сложены на животе. У некоторых статуй есть глаза из красного и белого камня, а также коралловые или каменные пукао (головной узел) на макушке, которые могут символизировать волосы или красные головные уборы из перьев, упоминаемые моряками. Примерно 230 статуй когда-то было установлено в вертикальном положении на платформах, от трёх до пятнадцати в одном ряду. Некогда существовало от 250 до 300 платформ, и практически все они были расположены вдоль побережья. Все статуи были повёрнуты лицом внутрь острова, словно гигантские стражи, надзирающие за островитянами.

После первых версий адмирала Роггевена в 1722 г. было много споров о технологии сооружения и транспортировки статуй. Неудивительно, что приверженец теории древних астронавтов Эрих фон Дэникен утверждал, что статуи не могли быть изготовлены с помощью местных орудий.

Однако археологи составили совершенно иную картину развития общества острова Пасхи и его монументов. Первые поселенцы прибыли на остров в IV–VII вв. н. э. Каменные платформы же были сооружены на раннем этапе заселения, а изготовление статуй началось после X в. н. э. Вскоре после 1680 г. произошли значительные общественные беспорядки, которые привели к междоусобной войне и положили конец работам в каменоломнях. Таким образом, статуи острова Пасхи изготовлялись, транспортировались и устанавливались на свои места в течение примерно 500 лет.

По-прежнему оставались вопросы о том, как строители высекали статуи из камня, перемещали их на большое расстояние и ставили в разных местах острова. В распоряжении исследователей были археологические данные, результаты экспериментов и устная традиция самих островитян.

Установить источник каменного материала, использованного для создания практически всех статуй, не составляло труда, так как он сам по себе является впечатляющим монументом. Каменоломня, расположенная в кратере старого вулкана Рано-Рараку, представляет собой необыкновенное зрелище: здесь можно видеть сотни пустых ниш, оставшихся от готовых статуй, и около 400 незаконченных экземпляров. Среди незаконченных статуй есть так называемый El Gigante высотой 22 м и весом 270 т.

Что касается обработки камня, испанцы были несомненно правы, когда говорили о твёрдой поверхности желтовато-коричневого вулканического туфа Рано-Рараку, образующейся при выветривании. Однако, если пробить верхнюю корку породы, под ней оказывается материал лишь немного плотнее обычного мела и его можно легко обрабатывать, размягчая с помощью воды. Орудиями, которыми пользовались для обтёсывания и отделения статуи от коренной породы, вне всякого сомнения, были остроконечные кирки из твёрдого камня, в большом количестве разбросанные по территории каменоломни. Тур Хейердал, руководитель норвежской археологической экспедиции, которая впервые подробно изучила остров Пасхи в 1955 г., получил у местного мэра разрешение высечь очертания статуи в каменоломне Рано-Рараку в качестве эксперимента. Шестеро мужчин работали каменными кирками в течение трёх дней, смачивая породу по мере необходимости. В результате появились очертания статуи высотой 5 м. По расчётам Хейердала, шесть человек могли высечь целую статую примерно за один год.

Когда огромные статуи отделялись от коренной породы, некоторые из них транспортировались в назначенное место на каменной платформе на расстояние до девяти километров по трассам, которые расходятся от каменоломни во все стороны. Наиболее крупные и тяжёлые статуи перемещались на меньшее расстояние. Скорее всего, это было связано не с большим весом, а с хрупкостью огромных фигур. Самая большая из перемещённых статуй, известная под названием Паро, великан ростом 10 м и весом более 80 т, была транспортирована на расстояние около 6 км по пересечённой местности.

Мореплаватели, побывавшие на Пасхе в XVIII–XIX вв., недоумевали, как строители умудрялись передвигать статуи без помощи деревянных катков и рычагов, ведь на острове совсем не было леса. Однако археологи установили, что ландшафт острова Пасхи некогда был совершенно иным. Проанализировав растительную пыльцу в осадочных отложениях трёх озёр на острове, они составили картину изменения природной среды, подтвердившую догадку Лаперуза 1786 г. о том, что остров некогда был покрыт густым лесом. Преобладающим видом скорее всего была чилийская пальма, вырастающая до высоты 22 м при диаметре ствола около 1 м.

Поэтому исследователи не высказали возражений против методов транспортировки статуй с использованием деревьев и канатов из растительного волокна. Первый эксперимент был проведён под руководством Тура Хейердала, собравшего команду из 180 мужчин, женщин и детей, которые перетащили на небольшое расстояние 4-метровую статую, привязанную к V-образной волокуше, сделанной из раздвоенного дерева.

Во время норвежской экспедиции 1955 г. островитяне рассказывали Хейердалу истории о том, как статуи двигались сами по себе, переваливаясь с боку на бок на основаниях. Чешский инженер Павел Павел прочитал эти истории и провёл успешный эксперимент с бетонной копией статуи, поэтому Хейердал пригласил его участвовать в экспедиции в 1986 г. Прикрепив канаты к голове и основанию 4-метровой статуи, команда из 15 человек смогла мало-помалу двигать статую вперёд, попеременно вращая и наклоняя её наподобие того, как мы можем двигать холодильник на кухне. Впрочем, пройденное расстояние не превышало нескольких метров. Отчёты об успехе этого эксперимента заметно различаются: Тур Хейердал назвал метод Павела невероятно эффективным, но американский археолог, доктор Джо Энн Ван Тилбург, утверждает, что «основание статуи получило заметные повреждения, и это вызвало протесты не только островитян, но и учёных». Американский геолог доктор Чарлз Лоув провёл сходный эксперимент с использованием бетонной копии, которая тоже получила заметные повреждения у основания. Поэтому он решил поместить статую на небольшую платформу из брёвен и тащить её по деревянным каткам. С помощью этого метода 25 человек смогли передвинуть статую на 50 м всего лишь за две минуты, но из-за неправильно уложенных катков она вскоре упала и раскололась. Хотя этот метод хорошо подходит для ровных участков, из-за малой площади основания статуй их движением сложно управлять даже на пологом склоне, а ведь некоторые фигуры перемещались по сильно пересечённой местности под крутыми углами.

Ван Тилбург испытала на компьютере другой способ, при котором статуя укладывалась на спину на деревянную раму и двигалась по деревянным каткам. Этот способ скорее всего использовался для транспортировки статуй по пересечённой местности, в то время как движение на катках в вертикальном положении вполне годилось для ровных участков.

Итак, масштабы работы вызывают восхищение. Достижения древних жителей острова Пасхи были действительно впечатляющими. Но кем они были? Откуда они пришли?

Корни населения острова интересовали исследователей ещё со времён адмирала Роггевена. Ранние археологические экспедиции на остров Пасхи подробно рассмотрели этот вопрос и, главным образом на основании лингвистических данных, пришли к выводу, что островитяне принадлежат к полинезийской группе. Это хорошо сочеталось с общепринятыми взглядами того времени, согласно которым полинезийцы расселялись по островам Тихого океана в восточном направлении из Меланезии.

Вызов официальным представлениям был брошен Туром Хейердалом. Сделав своим основным аргументом распределение культурных растений, он начал утверждать, что Полинезия заселялась с востока коренными жителями Америки, в частности перуанцами. Однако профессиональные археологи отвечали на его теорию одним простым возражением: у древних перуанцев не было морских судов, так как лодки и плоты из бальсовой древесины, изготовляемые жителями Южной Америки, были совершенно не приспособлены для дальних морских путешествий.

И тогда в 1947 г. Хейердал предпринял знаменитую экспедицию на бальсовом плоту, назвав его в честь инкского бога солнца «Кон-Тики». После буксировки от перуанского побережья Хейердал и его спутники (пять мужчин и попугай) 101 день плыли по открытому морю и преодолели расстояние в 4300 миль, стяжав себе заслуженную славу этим подвигом. В конце концов они высадились на берег необитаемого атолла Рароива, входившего в группу островов Туамоту к востоку от Таити.

Доказав возможность контактов между Америкой и Полинезией, Хейердал стал развивать свою теорию о колонизации островов Тихого океана жителями Южной Америки. Он утверждал, что Полинезия сначала была заселена расой белых людей из Тиауанако в Боливии около 800 г. н. э., а затем выходцами из Британской Колумбии в период с 1100 по 1300 г., которые постепенно вытеснили местное население.

Археологические исследования, проводившиеся в течение 50 лет после плавания «Кон-Тики», доказали необоснованность выводов Хейердала. К примеру, радиоуглеродные датировки показывают, что остров Тонга был впервые заселён около 1300 г. до н. э. фиджийскими племенами, которые пользовались гончарными изделиями, встречающимися на всех островах Меланезии. Остров Самоа был заселён ими же около 1000 г. до н. э., в то время как Гавайи, Таити и Маркизские острова заселялись в период между 200 г. до н. э. и 700 г. н. э. Заселение островов Полинезии, включая остров Пасхи, завершилось задолго до того, как гипотетические мореплаватели Хейердала отправились в путь от берегов Перу. Хотя увлекательная теория Хейердала об американской колонизации Полинезии была опровергнута (в конце концов он сам от неё отказался), норвежский исследователь и путешественник упорно придерживался мнения, что первоначально заселение острова Пасхи происходило с побережья Южной Америки до 1000 г. н. э. и что полинезийцы прибыли гораздо позже, между 1450 и 1500 гг. Он приводил много доказательств в поддержку своего убеждения, включая историческую традицию, ботанику, археологию, лингвистику и физическую антропологию.

Хейердал составил впечатляющий список родственных связей между островом Пасхи и Южной Америкой. Однако каждый из его доводов по отдельности был подвергнут сомнению профессиональными археологами. Критика его взглядов началась уже после экспедиции «Кон-Тики». Хотя Хейердал и его спутники совершили подвиг, требовавший немалого мужества и выносливости, он не мог служить образцом морских путешествий, предпринимаемых древними жителями Южной Америки. «Кон-Тики» был сконструирован по образцу вполне определённого типа морских судов, появившихся после того, как испанцы познакомили аборигенов с преимуществами парусного оснащения в XVI в. Более того, «Кон-Тики» пришлось выводить на буксире на расстояние 50 миль в открытое море, чтобы избежать сильных прибрежных течений, которые помешали многим более поздним энтузиастам, пытавшимся, подражая Хейердалу, совершить путешествие на самодельных судах на север, к Панамскому перешейку, и на запад, к островам Тихого океана. Даже немногочисленные современные путешественники, которым удавалось это сделать, в конце концов достигали Маркизских островов и архипелага Туамоту, а вовсе не острова Пасхи, расположенного за тысячи миль к югу. Но почему тогда на этих островах нет никаких следов южноамериканского влияния?

Реконструкция устной исторической традиции острова Пасхи, по версии Хейердала, попала под тяжёлый огонь критики за явно избирательный подход к материалу.

«Ботанические аргументы» в пользу теории Хейердала, казалось бы, наименее подвержены критике, но при более тщательном рассмотрении они тоже оказываются недостаточно надёжными. Огромные пальмы, некогда произраставшие на острове Пасхи, возможно, были такими же, как ныне известные в Чили, а тростник тоторо и лечебное растение таваи явно имеют южноамериканское происхождение. Однако они могли быть занесены на остров Пасхи ветром, океаническими течениями или перелётными птицами. Один или несколько этих природных механизмов определённо принимали участие в появлении гигантской пальмы и тростника тоторо на острове Пасхи. Анализ пыльцы показывает, что оба эти вида существовали там по меньшей мере 30000 лет — задолго до начала заселения Полинезии. Чтобы объяснить присутствие бутылочной тыквы, нет необходимости прибегать к вмешательству человека, поскольку известно, что она распространяется самостоятельно, дрейфуя по морским волнам между островами, иногда на огромные расстояния.

Таким образом, остаётся лишь сладкий картофель и посевы маниоки. С маниокой вопрос не совсем ясен, так как испанцы, видевшие её в 1770 г., не были ботаниками, а Иоганн Форстер, ботаник в экспедиции капитана Кука, посетивший остров Пасхи лишь четыре года спустя, ничего не говорит о маниоке. Официальные сведения о ней встречаются лишь с 1911 г., после неоднократных контактов с Южной Америкой. Наилучшим кандидатом на роль импортированной культуры является сладкий картофель, который размножают черенками. Хотя семена редко прорастают, это всё же иногда случается, и есть вероятность, что птицы перенесли семена картофеля на Маркизские острова, откуда они впоследствии попали на остров Пасхи и другие острова Полинезии.

Итак, «ботанические доказательства» Хейердала можно объяснить, не обращаясь за помощью к колонистам из Южной Америки.

Наиболее важным потенциальным доказательством происхождения островитян являются их физиологические признаки. По словам Хейердала, исследование скелетов жителей острова Пасхи показало, что они имеют характерное строение челюстной кости, изогнутой в виде «кресла-качалки», свойственное уроженцам Южной Америки, но неизвестное в Полинезии. На самом деле, как показали антропологи, челюстные кости в виде «кресла-качалки» указывают скорее на полинезийское, чем на южноамериканское происхождение, так как у американских индейцев обычно плоские челюсти.

Независимо от того, был ли остров населён исключительно полинезийцами или там жили ещё и выходцы из Южной Америки, островитяне, судя по всему, были сами повинны в крупной экологической катастрофе. На основании анализа пыльцы учёные установили, что до прибытия первых поселенцев почти вся низменная часть острова была покрыта лесом. Однако ко времени когда остров посетили голландские мореплаватели, там практически не осталось деревьев. Что же произошло?

Древесный покров на острове начал сокращаться примерно с 750 г. н. э., а к 1150 г. низменные районы почти полностью обезлесели. Наименьшее содержание древесной пыльцы отмечается в период около 1450 г. С исчезновением деревьев почва подверглась значительной эрозии, и выращивать урожаи стало гораздо труднее. Это скорее всего послужило главной причиной краха общественного устройства после 1680 года, который привёл к гражданской войне и положил конец изготовлению статуй.

Но остаётся тайна ронгоронго (слово означает «песнопение» или «декламация»). Ронгоронго представляет собой разновидность письменности жителей острова Пасхи, впервые изученную пастором Джозефом Юрейдом — первым европейцем, который стал постоянным жителем острова.

Юрейд утверждал, что «во всех домах можно найти таблички или посохи, покрытые иероглифическими рисунками». К сожалению, он не смог найти никого, кто пожелал бы перевести хотя бы одну из этих надписей.

Что послужило источником этой необыкновенной письменности, ныне известной лишь по двадцати пяти сохранившимся надписям? Тур Хейердал в соответствии со своей теорией о происхождении жителей острова Пасхи предположил, что этот источник находится в Южной Америке. Полинезийцы не владели искусством письма, но оно могло существовать в Перу. По словам испанских завоевателей, они сожгли раскрашенные доски, на которых инкские жрецы записывали события своей истории. А индейцы куна, обитавшие в Панаме и Колумбии, вырезали свои религиозные тексты на деревянных табличках.

Антропологи согласны с Хейердалом в том, что письменность острова Пасхи представляет собой исключительное явление для островов Тихого океана. Однако они придерживаются совершенно иных взглядов на её происхождение и утверждают, что она появилась в результате особой песенной традиции когда испанцы провозгласили своё владычество над островом в 1770 г. При археологических раскопках не было обнаружено надписей ронгоронго, а существующие образцы датируются концом XVIII или началом XIX в. Начертание символов отличается удивительным единообразием, без каких-либо изменений с течением времени.

Тем не менее, даже если письменность ронгоронго имеет довольно позднее происхождение, при её расшифровке мы могли бы узнать много нового о религии жителей острова Пасхи и, возможно, о предназначении статуй.

 

Тайны черепов

 

Самые фантастические и невероятные черепа были обнаружены в Южной Америке. Одним из них является знаменитый хрустальный Череп Рока найденный в 1927 г. Анной Митчелл-Хеджес, приёмной дочерью известного археолога, при раскопках древнего храма майя в развалинах города Луантуна. Череп сделан из горного хрусталя в натуральную величину. Сначала он был обнаружен без нижней челюсти, но через три месяца та же Анна случайно наткнулась на неё буквально в 1,5 м от места первоначальной находки.

Изделие неведомого мастера обладает уникальной оптической системой. С помощью выпуклых глазниц концентрируется такое количество света, что череп буквально сияет изнутри. Предполагалось, что, когда он находился в определённом положении, из его приоткрытых челюстей вырывался ослепляющий луч. Жрецы, возможно, знали об этом удивительном свойстве черепа и о производимом им ошеломляющем эффекте, поэтому, вполне вероятно, использовали его в своих целях.

По мнению известных специалистов из фирмы «Хьюлетт-Паккард», такой череп можно было изготовить только с применением современных технологий. По прикидке одного из исследователей, на это ушло не менее 7 миллионов рабочих часов… Трудно представить, что древний мастер мог располагать таким временем.

Название Череп Рока находка получила благодаря древней легенде, согласно которой с помощью подобного черепа можно было уничтожить любого человека. Череп якобы являлся воплощением вселенского зла. Ходили даже слухи, что Череп Рока действует наподобие известного «проклятия фараонов» и с ним был связан ряд необъяснимых смертей. Скорее всего, их распустил сам Митчелл-Хеджес, чтобы привлечь внимание как к находке, так и к своей книге «Опасность — мой союзник».

Не менее искусно сделан и другой хрустальный череп из Южной Америки, который с 1898 г. хранится в Британском музее. Он в отличие от находки Анны Митчелл-Хеджес монолитный, но также выполнен в натуральную величину. Любопытно, что оба черепа по своим параметрам являются женскими. При попытке реконструкции облика неведомой женщины оказалось, что своеобразной моделью стала молодая индианка. Относительно способа изготовления этих загадочных черепов существует множество различных гипотез. Одни предполагают, что это «сувениры», оставленные пришельцами, другие видят в них реликвии ушедшей на дно Атлантиды. По мнению некоторых исследователей, хрустальные черепа способны каким-то образом сохранять информацию о древних временах, возможно, когда-нибудь она станет доступной и для нас.

Обычно изделия в форме черепов не вызывают удивления у археологов, ведь голова всегда считалась весьма важной частью человеческого тела, и черепа, как и их различные имитации, с древних времён использовались в различных ритуалах. Так, у ацтеков существовали жуткие маски, которые делали из настоящих черепов: заднюю часть удаляли, а в лобной просверливали специальные отверстия для шнурков, с помощью которых маска крепилась на лице жреца. В череп дополнительно вставляли кремнёвые лезвия: одно символизировало нос, другое — язык… Очевидно, что подобная маска приводила в трепет любого простолюдина. Не менее интересен череп, предположительно шамана, обнаруженный в Кентукки (США): на месте удалённых верхних зубов находился фрагмент челюсти волка… Может, благодаря таким «оригиналам» и родились легенды об оборотнях?

Черепа часто использовались, если так можно выразиться, и в декоративно-прикладных целях. У инков было принято из черепов поверженных врагов делать кубки для вождей, из которых те попивали чичу — крепкое местное пиво. А в знаменитом Колодце жертв, куда майя сбрасывали несчастных, чтобы умилостивить своих богов, археолог-любитель Эдвард Томпсон обнаружил курительницу, изготовленную из черепа молодого мужчины, в которой ещё сохранились остатки ароматической смолы. Ацтеки украшали черепа кусочками бирюзы и чёрного янтаря, а в глазницы вставляли диски из пирита. Считается, что подобные черепа принадлежали юношам-горемыкам, которых на год выбирали земным воплощением ацтекского бога Тескатлипоки. Когда срок истекал, они расставались с жизнью.

Немалое удивление у учёных вызвали черепа со следами древних трепанаций. Особенно искусно эти операции проводили инки. Хотя черепа с удалением части кости уже не раз находили и в Африке, и в Европе, считалось, что трепанации проводились с какой-то ритуальной целью на черепах мертвецов. Инки же явно делали столь сложные операции на живых людях, причём большинство пациентов потом продолжали вести полноценную жизнь. Первые трепанации в Перу были проведены примерно в 400 г. до н. э.

Но инки не только умело вскрывали черепа (в Перу обнаружено более 10 тысяч черепов со следами трепанаций), они достигли большого мастерства и в искусственной деформации голов. Результатом этого являлись поразительные по своей форме, совершенно фантастические черепа. Сначала яйцевидные, с какими-то чудовищными буграми черепа изумляли археологов, а уфологов наводили на мысль о пришельцах из космоса. Потом учёные разобрались, что древние индейцы специально стягивали верёвками головы детей для придания им нужной формы. Вероятно, подобные «яйцеголовые» были нужны для специально проводимых религиозных ритуалов. Правда, черепа детей могли деформироваться и естественным путём: древние индейцы Адена (Мексика) переносили своих младенцев настолько плотно привязанными к доске (своеобразной люльке), что затылочная часть головы ребёнка зачастую становилась плоской, как доска…

Недавно выяснилось, что не только инки были искусными нейрохирургами. Во французской деревушке Энсисхэйм в древнем захоронении учёными был обнаружен скелет 50-летнего мужчины. Его череп сразу привлёк внимание исследователей: в нём были два аккуратных отверстия (в передней части лба — диаметром около 6 см, в верхней части черепа на пару сантиметров шире). Они определённо имели искусственный характер, а не являлись следствием ранения или травмы. Интересно, что регенерация костной ткани в этих местах закончилась до того, как мужчина умер, не было и признаков послеоперационной инфекции. Причём обе трепанации сделаны в разное время, т. е. мужчину два раза успешно прооперировали! Он жил после этого не менее двух лет. Эти операции были проведены за 5000 лет до нашей эры!

А в 1983 г. в заваленной камнями пещере в юго-западной части побережья Мёртвого моря были обнаружены черепа «в сеточку», покрытые толстыми чёрными пересекающимися линиями. Археологи предполагали, что линии на черепах сделаны битумом, на это вроде бы указывал их чёрный цвет, к тому же и месторождения данного полезного ископаемого находились неподалёку от пещеры. Но оказалось, они сделаны коллагеном, извлечённым из шкур, костей и хрящей животных, являющимся основной составляющей некоторых типов клея. Благодаря этим странным черепам, которые древние люди 8000 лет назад так аккуратно разукрасили клеевым составом, удалось установить, что обитатели пещеры, даже не освоив гончарное дело, умудрились изобрести клей задолго до египтян.

Ещё более невероятные черепа обнаружили в октябре 1995 г. в пустыне Гоби. Потрясённые археологи просто глазам не верили: на нескольких, явно человеческих, черепах были самые настоящие… рога! Вряд ли когда-то на Земле могли обитать рогатые люди, останки явно не принадлежали и пришельцам из космоса. Скорее всего, как фантастично это ни звучит, древние умудрились вживить в черепа рога, взятые у животных. Вероятно, это было сделано либо в каких-то ритуальных целях, либо для устрашения врагов.

Стоит упомянуть и череп ребёнка Таунга, найденный в 1924 г. на северо-западе Южной Африки. Некоторые уфологи заявляют, что он принадлежит внеземному существу. Основными доказательствами этой гипотезы, по их мнению, являются необычная форма черепа и весьма солидный возраст находки — 2,5 миллиона лет… Но если вспомнить знаменитые рисунки Ики, на которых изображены представители исчезнувшей ветви земной цивилизации, приручившей динозавров, возраст черепа Таунга уже не кажется таким невероятным. Возможно, череп принадлежит одному из этих укротителей древних ящеров.

Иной раз загадочные черепа не только археологам, но и простым обывателям доставляют немало хлопот. Некогда в знатных английских семьях особым шиком считалось хранить в качестве своеобразных талисманов самые настоящие человеческие черепа. Примечательна в этом плане история так называемого «кричащего черепа» поместья Беттискомб. Считается, что он принадлежал чернокожему рабу, которого привезли в Англию в XVIII в. Владелец поместья Джон Фредерик довольно хорошо относился к своему рабу и даже обещал отправить после смерти его останки на родину, в Африку. Но когда чернокожий слуга умер, хозяин не сдержал своё обещание и похоронил его на деревенском кладбище рядом с усадьбой. Сразу после этого в доме начали происходить жуткие вещи: ночи напролёт кто-то стучал, стонал и душераздирающе завывал. Кончилось тем, что Фредерик извлёк останки раба из могилы и перенёс их в дом на чердак. К всеобщему удивлению, в доме сразу стало спокойно.

Со временем скелет раба куда-то исчез, а сохранившийся череп занял своё почётное место в апартаментах хозяина. Джон Фредерик относился к черепу очень серьёзно и в 1847 г. даже заявил одному из гостей: «Ни один призрак не появится в доме, пока он с нами». Некоторые владельцы этого «талисмана» иногда всё же пытались от него избавиться. Один из них якобы зарыл череп в землю на почти двухметровую глубину, но на следующее утро череп снова оказался на поверхности. Он лежал на куче разрытой земли и, словно усмехаясь, наблюдал пустыми глазницами за изумлённым хозяином, которому пришлось опять забрать череп в дом.

Немало жутких историй о знаменитом черепе поместья Беттискомб могу поведать и местные жители. Одни, например, утверждают, что сами не раз слышали как череп страшно визжит у себя на чердаке, другие же упоминают с скорой смерти всех, кто осмелился потревожить покой этого «талисмана».

Возможно, легенда о «кричащем черепе» просто выдумка. К тому же и профессор Гилберт Коузи, обследовавший череп, категорично заявляет: он принадлежал не чернокожему рабу, а первобытной женщине… Правда, нынешние владельцы поместья всё же не решаются трогать череп, поскольку считают что он мог остаться здесь после ритуального убийства, произошедшего в древние времена: тогда в фундамент новой постройки в качестве жертвы богам часто замуровывали труп убитого человека.

Подобный «кричащий череп» есть и в США у калифорнийского журналиста А.Дж. Пью. По его словам, череп привезли в Америку из Франции как семейную реликвию его предки в XVII в. Он будто бы принадлежал погибшему когда-то от рук инквизиции члену их рода. «Нигде, кроме как в нашем фамильном особняке череп находиться не мог, стоило лишь попытаться вынести его из дома тут же раздавался душераздирающий вопль. Если же череп внезапно вскрикивал в доме, значит, кого-то из членов семьи ждёт скорый конец», — рассказывает журналист. Однако обследование черепа показало, что он принадлежал американскому индейцу и скорее всего был приобретён уже в Америке.

Подобных жутких историй о «семейных» черепах довольно много, вероятно некоторые из них являются выдумкой. Одни хотят придать истории своего рода некий мистический оттенок, другие таким образом привлекают туристов, третьи просто хотят увидеть свои имена на страницах журналов. В отличие от поразительных находок археологов, «фамильные» черепа стали знаменитыми только благодаря своим хозяевам.

 

Читать дальше:
 

Великие заговоры часть 4

Заговор Михаила Палеолога против Иоанна Ласкариса. Сицилийская вечерня. Заговор Апокавка против Кантакузина. Переворот Риенци. Заговор дона Энрике против короля Кастилии.