Загадочные явления часть 2

Зомби – ходячие мертвецы. Жизнь после жизни. Невидимки. Электрические люди.

Зомби – ходячие мертвецы

 

Кто же такие зомби – не живые, но и не мертвые существа, которых часто встречают на Гаити? Действительно ли зомби – мертвое тело без разума и без души? Находится ли оно во власти колдунов, которые подчинили его себе, захватив душу?

Гаитяне верят в зомби, верят и боятся. Существуют ли они? Для доказательства этого приводится множество примеров, и практика вуду свидетельствует, что ходячие мертвецы – слуги дьявольских магов. И даже если создания, подобные зомби, найдены, действительно ли это ходячие мертвецы? Можно ли дать логическое объяснение их странному состоянию?

«Самое худшее – глаза. И это вовсе не мое воображение. Это на самом деле были глаза мертвеца, но не слепые, а горящие, расфокусированные, невидящие. Поэтому лицо было страшным. Настолько пустым, как будто за ним ничего нет. Не просто с отсутствием выражения, а с отсутствием возможности выражать. К этому моменту я уже видел на Гаити столько вещей, лежащих вне обычного человеческого опыта, что на мгновение полностью отключился и подумал, вернее почувствовал: «Великий Боже, может, вся эта чепуха – правда…»

Так Уильям Сибрук описывает свою встречу с созданием, самым зловещим среди всех порождений сверхъестественного. Сибрук столкнулся лицом к лицу с зомби – ходячим мертвецом. И в эту минуту он был готов поверить всему, что слышал о зомби с момента своего первого приезда на Гаити.

Участь зомби страшнее, чем удел вампиров или оборотней. Вампиры все же возвращаются к тем, кого любят. Их можно узнать и удержать. Оборотня можно ранить, и он примет человеческий облик. Но зомби – автомат без разума, обреченный жить в полусне. Зомби может двигаться, есть, слышать, даже говорить, но не помнит о своем прошлом, не знает о своем настоящем. Без проблеска узнавания он может взглянуть в глаза тех, кого любил, или пройти мимо собственного дома.

Ни призрак, ни живое существо – зомби помещены, может быть, навечно, в эту «пограничную зону между жизнью и смертью». И если вампиры – живые мертвецы, то зомби —ходячие мертвецы, тело без души и разума. С помощью колдовства им придали видимость жизни. Они – порождение колдунов, которые используют их как собственных рабов или сдают напрокат, чаще всего для работы на полях.

Гаити – родина этого явления и изобилует рассказами о людях, которые умерли, были похоронены, а через некоторое время внезапно появились, став зомби. Одну из самых знаменитых историй, впервые описанную американской писательницей Зорой Херстон в 1938 году, до сих пор рассказывают на Гаити. Очаровательная молодая девушка по имени Мария умерла в 1909 году. Через пять лет после смерти, в столице Гаити – Порт-О-Пренсе, в окне какого-то дома ее заметили бывшие школьные друзья. Владелец дома наотрез отказался давать какие бы то ни было объяснения, и отец Марии сам взялся за дело. Когда дом нашли, ни владельца, ни девочки там уже не было. А тем временем по Порт-О-Пренсу поползли слухи, и чтобы успокоить общественное мнение, могилу девочки разрыли. В гробу лежал скелет, слишком длинный для ребенка. Он был ловко наряжен в одежду, в которой похоронили Марию.

Говорили, что Марию выкопал колдун и превратил в зомби, а когда он умер, вдова отдала его девочку католическому священнику. После того как ее видели школьные товарищи, говорили, что родителям удалось вывезти ее с Гаити во Францию, переодев монахиней. И что позже там ее навещал брат.

Однако это не очень типично для историй про зомби, потому что самое печальное в них – то, что зомби никто не может помочь. Семья и друзья чаще всего не знают о случившемся, а если и знают, то слишком напуганы, чтобы пытаться что-то делать. Зора Херстон приводит следующую историю, рассказанную матерью умершего мальчика. После погребения, посреди ночи, его друзья были разбужены испуганной женщиной и ее дочерью. Оказалось, что внезапно ночью сестра услышала на улице пение и шум. Затем она узнала голос брата. Ее плач разбудил весь дом, и, посмотрев в окно, домашние увидели зловещую процессию, бредущую вдоль улицы, и мальчика, похороненного накануне. Когда он, с трудом переставляя ноги, поравнялся с окном, все услышали его жалобный плач. «Но таков ужас, – пишет Зора Херстон, – внушаемый этими созданиями, что даже мать и сестра не отважились выйти на улицу и попытаться его спасти». Процессия скрылась из виду. После этого сестра мальчика сошла с ума.

Но почему гаитяне так боятся зомби? И что будет с теми, кто попытается освободить своих умерших близких? Действительно ли зомби существуют? Чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо обратиться к прошлому Гаити и, главным образом, к верованиям и религиозной практике вуду.

Вуду – уникальное сочетание верований африканцев, католиков и даже некоторых американских индейцев, а также европейского оккультизма. Но самые глубоки корни – в Африке, и появление вуду совпадает с приездом на Гаити большой партии африканских рабов. Этот ужасный период в жизни человечества начался, когда Гаити владели испанцы в XVI веке, и переживал расцвет в XVII, когда остров Гаити перешел к Франции. Он стал одной из богатейших французских колоний, и, чтобы поддерживать этот статус, необходимы были рабы. Европейские работорговцы уже обеспечили плантации Нового Света рабами с западного побережья Африки и были готовы удовлетворить растущие потребности французов. В тех редких случаях, когда у французских властей возникали юридические трудности в связи с работорговлей, они приводили тот довод, что это лучший способ обратить африканских язычников в христианство. Множество рабов стали прихожанами католической церкви. При этом они слегка изменили христианские доктрины, приспособив их к собственному темпераменту и нуждам, и смешали христианские церемонии со своими религиозными ритуалами. Это сочетание сохранилось до сих пор. Даже сегодня, несмотря на неодобрение церкви, многие гаитяне исповедуют одновременно и католицизм и вуду.

На Гаити привозили рабов со всех концов Западной Африки, но большинство принадлежало к племенам, говорящим на языке йоруба. Эти племена верили в одержимость духами. Разлученные с родиной и семьями, перевезенные в ужасных условиях в незнакомую страну, рабы тем не менее сохранили приверженность своим традициям. Они по-прежнему почитали магию и колдовство и помнили о богах и духах предков, которым поклонялись в лесах Африки, что и составило основу для формирования вудуизма на Гаити. Новая религия объединила лишенный корней, страдающий народ. Поэтому французские власти ее быстро запретили. Тем самым они увеличили популярность вуду, а также ее зловещую мистическую составляющую.

Рабство было отличным бизнесом. К 1750 году на Гаити привозили 30 000 рабов ежегодно. Одно поколение сменялось другим, тоска и ностальгия по прошлому росли и готовили почву для восстания. Наконец в 1757 году остров Гаити попытался стать независимым. Восстанием фанатичных беглых рабов руководил Макандал, но французы схватили его и казнили. Последующие мятежи ускорили провозглашение независимости Гаити в 1804 году. С уходом французских колонистов, носителей католической веры, религия вуду распространилась повсеместно.

Религия вуду имеет две стороны. Одна – вера и поклонение собственным богам – как в классических религиозных конфессиях. Но есть и другая, мистически окрашенная – вуду черной магии, колдовства, веры в монстров, убийц и воскрешение мертвых. Важнейшей частью некоторых церемоний является кровь, и в жертву приносят свиней, кур и петухов.

Церемонии вуду проходят в так называемых «tonnelles» (беседках). Это может быть как жалкая хижина с грязным полом, так и современное здание, но во всех случаях с площадкой для ритуального танца. Именно в танце участники переживают главный опыт вуду – одержимость духами. Танец, пение и барабанный бой создают обстановку, в которой исповедующий вуду и дух могут стать одним целым, и наступает момент, когда танцующие впадают в транс, который заканчивается потерей сознания.

Танцующим может овладеть любой из множества богов и духов, большинство из которых до сих пор носят африканские имена. В этот момент одержимый полностью уверен в том, что он действительно «стал» им, и перенимает его внешний вид, жесты и поведение. Так, одержимый древним духом папы Легбы, охраняющий ворота в другие миры и являющийся божеством перекрестков, чей символ – костыль, на глазах заметно дряхлеет и начинает хромать. Окружающие, узнав духа, бегут на помощь с палками и костылями. Бог моря будет грести невидимыми веслами. Одержимый кокетливым женским божеством будет вести себя жеманно и вызывающе. Одна из традиционных богинь Дагомеи (Бенин) – Агасса, великолепное соединение женщины и пантеры, сохраняет свою власть и на Гаити, заставляя одержимых ею сгибать пальцы наподобие когтей. Злые духи могут вызвать у танцующего конвульсии. Одержимость продолжается несколько часов, и в это время человек может безболезненно ходить по раскаленным углям, погружать кисти рук в кипящую воду, так же как в некоторых африканских племенах, в состоянии транса, люди могут отрубать себе пальцы.

Исследователь Патрик Леи Фермор, посетив Гаити, предложил следующее объяснение того, как может возникать одержимость, или предполагаемое «воплощение» бога. В своей книге «Древо путешественника», изданной в 1950 году, он пишет: «Каждый житель Гаити с раннего детства приучается к моменту воплощения, и он знает, что это чудо произойдет в «tonnelle», где сам воздух пропитан тайнами, и барабанный бой почти физически воздействует на его мозг, и под воздействием барабанов, танца и божественного присутствия он погружается в состояние истерии и, как следствие, самогипноза».

С помощью электроэнцефалограмм было установлено, что человеческий мозг необычайно чувствителен к ритмическим воздействиям. Таким образом, изменяя высоту тона и ритм ритуальной церемонии, священник вуду – хунган – может увеличить степень внушаемости. Чтобы помочь войти в состояние одержимости, хунганы умеют использовать магические порошки и травы, но говорят, что в лихорадочной атмосфере церемонии вуду для этого может хватить даже такой обычной вещи, как перец.

Вудуисты считают, что боги не могут войти в тело, если душа еще там, и это – момент, инициирующий одержимость. Считается, что душа состоит из двух частей: Большого Доброго Ангела и Маленького Доброго Ангела. Первый – то, что мы могли бы назвать самосознанием. Он составляет человеческие сущность и душу и делает человека тем, кто он есть.

Без Большого Ангела Маленький и тело теряют связь. Во время одержимости вытесняется Большой, и человек перестает быть собой, а становится тем божеством, которое заняло его тело. Обычно одержимость проходит сама собой, и Большой Ангел вудуиста возвращается на свое место. Но иногда это может произойти только с помощью хунгана. После смерти нужно позаботиться о том, чтобы подобрать освобожденной от тела душе новое жилище. Душа, которая первое время проводит на дне реки, во время специальной церемонии вызывается хунганом и помещается в освященный ящичек, заменяющий физическое тело. Так она становится духом предка, он дает советы и оберегает свою семью.

Идея о душе лежит в основе многих суеверий вуду, включая и веру в зомби. В момент вытеснения душа может попасть в руки дьявола. Конечно, обладать телом без души, которую заместило божество, очень удобно, но им, с помощью дьявольских махинаций, может завладеть колдун.

Колдуны вуду, или бокоры, – существа довольно жуткие, они общаются с мертвыми и для себя, или в интересах своих клиентов, практикуют самое зловещее колдовство. Иногда хунган и бокор – одно и то же лицо: священник вуду, как и всякий другой, должен быть знаком с колдовством, чтобы успешно с ним бороться. Сегодня хунган может наложить проклятие с помощью белой магии, а завтра воспользоваться заклинаниями черной. Они могут вызвать как добрых духов, так и злых, например, Зандора, который превращает людей в змей или летучих мышей-вампиров. Вудуисты тем не менее придерживаются мнения, что настоящий хунган никогда не станет заниматься колдовством, и конечно же, существуют бокоры, которые никогда не были священниками вуду. Бокоры возглавляют тайные общества, поклоняются дьяволу и собираются на кладбищах, где проводят церемонии зловещего культа мертвых.

Эти колдуны из кладбищенской земли и костей мертвецов изготовляют специальные порошки, чтобы «наслать мертвеца» на врага. Порошок, рассыпанный рядом с дверью жертвы или по пути ее следования, может привести к параличу, даже смерти, если в это время хунган не примет контрмеры. Другой метод борьбы заключается в том, чтобы нарядить труп в одежду жертвы и спрятать в тайном месте, где он будет гнить, а несчастная жертва – сходить с ума в ее поисках. Как отмечают исследователи, если потенциальная жертва знает, что происходит, и верит в силу магии, то можно легко добиться требуемого результата.

Гаитяне рассказывают душераздирающие истории о том, как колдуны используют трупы. Уильям Сибрук в своей книге «Таинственный остров», написанной в 1936 году, приводит историю молодой женщины Камиллы Туссель и ее мужа Мэтью. В первую годовщину их свадьбы Туссель, вскоре после полуночи, позвал свою жену праздновать это событие. Он настоял, чтобы Камилла надела свадебное платье, и она, испугавшись, послушалась. Они вошли в торжественно убранную, освещенную свечами, комнату. Кроме них было еще четверо гостей в вечерних костюмах. Но никто не поздравил Камиллу. Туссель извинился за них, пообещав, что после застолья мужчины с ней потанцуют. Его голос показался Камилле напряженным и неестественным, и внезапно она увидела, как неподвижные пальцы одного из гостей неловко сжимают бокал, из которого льется вино. Взяв свечу, Камилла вгляделась в лица гостей и обнаружила, что находится в одной комнате с четырьмя трупами.

Женщина в панике бежала, но в дальнейшем так и не оправилась после этого кошмара. На следующий день ее друзья вернулись туда и обнаружили все так, как она описала, только не было ни безмолвных гостей, ни Тусселя. Потом говорили, что Туссель покинул остров.

Легенда или факт? Зловещие планы мужа-колдуна или разыгравшееся воображение жены? Гаитяне, рассказавшие Сибруку эту историю, считали, что факт. Они знали еще много таких историй. Дети на Гаити растут среди рассказов о черной магии, привидениях и колдунах. Матери не разрешают детям играть со своей тенью и говорят, что если те будут плохо себя вести, их унесет бокор, или тонтон-макут – бродячий колдун вуду. Последняя угроза стала реальностью, когда к власти на Гаити пришел диктатор Франсуа Дювалье, поскольку его наемников прозвали тонтон-макутами.

Эта атмосфера страха и суеверий порождала веру в зомби. Веря в культ мертвых, не очень трудно поверить и в возможность черной магии заставить труп двигаться и исполнять чужую волю. Многие сказали бы, что именно такое намерение было у Тусселя относительно его гостей. Из всех ловушек, в которые неосторожный человек может попасть с помощью колдовства, самая страшная – зомби, поскольку даже наиболее искушенному нелегко с этим справиться. В конце 1950х годов Альфред Метро, автор книги «Вуду на Гаити», исследовал вопросы, связанные с зомби. Он пишет: «В Порт-О-Пренсе вообще немного даже среди образованных людей таких, которые бы отчасти не верили этим зловещим историям».

Одна из таких зловещих историй, записанная Метро, – о молодой девушке, которая отклонила предложения могущественного хунгана. Тот удалился, бормоча угрозы. Довольно скоро девушка заболела и умерла. Так получилось, что гроб был слишком коротким, и чтобы разместить там девушку, ей пришлось согнуть шею. В это время свеча, стоявшая рядом с гробом, упала и опалила ей ногу. Спустя некоторое время люди потребовали посмотреть на девушку, по-видимому, живую. Ее узнавали по ожогу и по искривленной шее. Говорили, что ревнивый хунган превратил ее в зомби и использовал как служанку, но из-за повышенного интереса к этой истории был вынужден ее освободить.

Этим колдуном руководило желание отомстить – обычная причина для превращения в зомби не угодившего человека. Иногда, если есть подходящие трупы, их превращают в зомби, чтобы использовать просто как дешевую рабочую силу. В более редких случаях они – жертвы договора с дьявольскими силами, которые взимают плату в человеческих душах за оказываемые услуги. И если христиане говорят о продаже дьяволу собственной души, последователи вуду продают души других. В обмен на власть, богатство или другие блага необходимо отдать души самых дорогих и близких людей. Каждый год ужасная процедура повторяется, пока не останется никого из близких, кого можно было бы предложить, и тогда приходится отдавать собственную душу. А тело, как и тела всех остальных, становится зомби.

Такой договор заключается через бокоров, и только они могут создать зомби. Как только стемнеет, колдун седлает лошадь и мчится к дому жертвы. Там, прижавшись губами к щели в двери, бокор «высасывает» душу и помещает ее в закупоренную бутыль. Вскоре после этого жертва заболевает и умирает. После погребения, в полночь, бокор со своими помощниками приходит к могиле, раскапывает ее и произносит имя жертвы. В ответ мертвец силится приподнять голову, поскольку бокор владеет его душой. Как только это случится, бокор, – на долю секунды, – достает бутыль с душой и сует под нос трупу. Теперь мертвец реанимирован. Бокор вытаскивает его из могилы, связывает и для полного оживления бьет по голове. Затем он тщательно закапывает могилу, чтобы никто не догадался о происшедшем.

Вначале бокор и помощники проводят жертву мимо ее собственного дома. Говорят, после этого она никогда не сможет его узнать и попытаться туда вернуться. Затем ее отводят в дом бокора или дворец вуду и дают специальный настой. Некоторые считают, что это экстракт из ядовитых растений, таких как белладонна или датура (трава Джимсона). В колониальные времена рабы травили ими своих хозяев. Другие говорят, что он приготовлен из капель, капающих с носа мертвеца.

Есть другие способы поймать человеческую душу. Можно под подушку умирающего положить сосуд с магическими предметами и травами, в который «втянет» душу. Душу насекомого или небольшого животного можно заместить человеческой. Ни в одном из случаев жертва не осознает, что происходит. Можно даже забрать душу уже непосредственно у мертвого. Но какой бы метод ни использовался, на краю могилы роль души остается все той же, и после приема магического наркотика дело, можно считать, сделано. Жертва становится зомби – ужасным, покорным ходячим мертвецом, готовым к исполнению желаний колдуна.

Чтобы колдун не мог достать труп и сделать из него зомби, проводится грандиозная работа. Семья, которая может себе это позволить, бетонирует могилу. Другие хоронят в собственном саду или на обочине дороги с оживленным движением. Поскольку для целей бокора годится только свежий труп, родственники могут у могилы дежурить до тех пор, пока тело не начнет разлагаться. Иногда труп убивают еще раз, протыкая голову или вводя яд, иногда душат. Порой хоронят с ножом в руках, чтобы сам защищался. Часто в могиле тело кладут лицом вниз, а в рот покойнику набивают землю или зашивают губы, чтобы когда колдун произнесет его имя, тот не смог отозваться.

Если человек стал зомби, то спастись от вечного транса можно только попробовав соли (часто это символ белой магии). После этого зомби мгновенно осознают положение, понимают, что мертвы, и возвращаются навсегда в могилу.

В своей книге «Невидимые» британский антрополог Френсис Хаксли приводит историю о зомби, которую ему рассказал католический священник. Этот зомби слонялся по собственной деревне и в конце концов был отведен в полицейский участок. Но полицейские были слишком напуганы, чтобы что-либо делать, и просто оставили его на улице. Через несколько часов кто-то, набравшись смелости, дал зомби попить соленой воды, и тот пробормотал свое имя. Потом его узнала его тетя, которая жила недалеко. По ее словам, он умер и был похоронен четыре года назад.

Позвали священника, и зомби открыл ему имя колдуна, который заставил его и еще нескольких зомби на него работать. Напуганные полицейские послали колдуну письмо, в котором предлагали забрать своего зомби назад. Но спустя два дня зомби по-настоящему умер – возможно, из-за сделанных разоблачений его убил сам колдун. Колдуна арестовали, но ни его жену, ни других зомби найти не удалось.

Во всех историях про зомби есть элемент недосказанности. Как будто пропущены какие-то важные факты. Но католические и протестантские священники рассказывают истории, которым трудно не верить. О том, как они своими собственными глазами видели покойника, вели заупокойную службу, закрывали гроб крышкой и бросали землю на могилу, а через несколько дней или недель встречали «бывшего клиента» с застывшим взором и отсутствием мимики. Невменяемого, но не мертвого.

Зора Херстон пишет, что иногда к миссионерам эти создания приводит изменивший вуду бокор или вдова колдуна, чтобы избавиться от них. Херстон побывала на Гаити, ей довелось видеть, касаться и фотографировать зомби. Она сфотографировала зомби Фелисию Феликс-Ментор, которая скончалась от внезапной болезни в 1907 году. В 1936 м ее нашли. Она бродила голой по дороге, недалеко от фермы ее брата. И брат и муж узнали в ней женщину, которую собственноручно похоронили 29 лет назад. Фелисия была в таком ужасном состоянии, что ее отправили в больницу, где через несколько недель ее и увидела Зора. «Это было чудовищно, – писала она потом. – Белое лицо с мертвыми глазами… Веки – абсолютно белые, как будто сожжены кислотой. Что можно было ей сказать? И что получить в ответ? Оставалось только смотреть на нее. Но выносить долго это зрелище было невозможно».

Итак, зомби, или нечто подобное им, существуют. Но действительно ли они – ходячие мертвецы? Как можно мертвому телу придать видимость жизни? Монтегю Саммерс, знаток колдовства и черной магии, писал: «Бесспорно, можно с помощью черной магии создать видимость «жизни» мертвого тела – оно будет двигаться и говорить, но, по признанию самих колдунов, наложить заклятье надолго, без его периодического возобновления – подвиг, который под силу только самым бесчестным магам, глубоко погрузившимся в адские пучины».

В случае с Фелисией Феликс-Ментор вряд ли даже самое адское заклятие может выдержать 29 лет. Более правдоподобное объяснение заключается в том, что так называемые зомби никогда не умирали. Некоторые полагают, что зомби – просто двойник умершего человека. Но если это так, то почему же этот двойник всегда выглядит и двигается как зомби? Для зомби характерны отсутствующее выражение, устремленный вниз взгляд, бледное лицо и шаркающая походка. Они не понимают, когда к ним обращаются, и их собственная гнусавая речь почти всегда бессмысленна. Чаще всего это просто гортанные звуки, напоминающие хрюкание.

Почти всегда они имеют признаки умственной неполноценности, и возможно, многие из встреченных зомби – на самом деле просто слабоумные, которых семья тщательно прячет, делая вид, что их давно нет в живых, пока внезапно они не встретятся кому-нибудь, может быть, много лет спустя. Альфреду Метро под видом зомби показали «несчастного лунатика». Это была ненормальная девочка, убежавшая из дома, где родители обычно держали ее под замком.

Исследователи Гаити отмечают, что с зомби обращаются не хуже, чем с умственно отсталыми; последних, чтобы добиться подчинения, обычно бьют. Когда Уильям Сибрук немного отошел от шока, вызванного зрелищем «горящих, расфокусированных и невидящих глаз», он тоже пришел к выводу, что зомби, которых он видел, были «только несчастными сумасшедшими человеческими существами, идиотами, которых заставили работать в поле», а не полуожившими трупами.

Но как же быть со свидетелями, которые клянутся, что видели некоторых зомби мертвыми? Лгут ли они? И не все зомби идиоты изначально. Некоторых друзья помнят здоровыми, умными людьми. Это довольно трудные вопросы.

Ответ на них можно получить из неожиданного источника – статьи 246 старого уголовного кодекса Гаити. «Также покушением, – написано там, – является использование веществ, с помощью которых субъект погружается в более или менее продолжительный летаргический сон, вне зависимости от цели применения вещества и последствий. Если же субъект похоронен в состоянии летаргического сна, то покушение становится предумышленным убийством».

Из этого следует, что зомби действительно может быть человеком, которого близкие похоронили и оплакали, а бокор, как и в легендах, извлек из могилы. Но он был похоронен живым, погруженным в подобный смерти транс, из которого может никогда не выйти.

Известный на Гаити врач в своем интервью Уильяму Сибруку сказал, что по крайней мере некоторые из зомби, с которыми ему приходилось сталкиваться, были жертвами такого рода ошибок, умышленных или случайных. Зора Херстон обсуждала с докторами случай Фелиции Феликс-Ментор. Она пишет: «Мы долго строили теории, объясняющие возникновение зомби. Это, конечно, не случай воскрешения из мертвых, а скорее всего они были погружены в состояние, очень близкое к смерти с помощью каких-то лекарств, – способ их изготовления, возможно, был вывезен из Африки и передавался из поколения в поколение… Они, очевидно, разрушают ту часть мозга, которая управляет волей и речью. Жертвы могут действовать и двигаться, но не способны сформулировать свою мысль. Двум врачам, сильно заинтересовавшимся этими средствами, так и не удалось узнать способ изготовления. Это тайна, и посвященные скорее умрут, чем расскажут».

Почти наверняка идея зомби пришла из Африки, где до сих пор рассказываются легендарные истории о том, как колдуны воскрешают мертвых. Однако настоящие зомби – специфика Гаити. Конечно, скептики могут говорить, что так называемые зомби – всего лишь лунатики или люди, погруженные в состояние транса, но некоторые не вызывающие сомнения случаи можно объяснить только на уровне магии. Сегодня вуду часто используют для привлечения туристов, и красочные представления, с демонстрацией белой магии, одинаково радуют как туземцев, так и иностранцев. Френсис Хаксли рассказывал о судье, который видел, как хунган извлек из могилы труп и его реанимировал. В могиле судья обнаружил трубу, через которую с поверхности поступал воздух. На самом деле «труп» был ассистентом хунгана и мог свободно дышать в ожидании собственного воскрешения.

Гаитяне, конечно, знают о подобных мистификациях. Но, к сожалению, большинство из них продолжает верить в зомби, и страх пополнить их ряды у них просто в крови. Очень может быть, что зомби вовсе не извлекают из могил, а с помощью специальных средств погружают в состояние, близкое к смерти. Но кто скажет, что хуже? В любом случае зомби – один из примеров ходячих мертвецов.

 

Жизнь после жизни

 

О том, что душа бессмертна, человечество знало еще с незапамятных времен. Правда, на протяжении последних ста лет нас настойчиво убеждают, и уже почти убедили, что это не так. Но тысячелетняя историческая традиция неизмеримо сильнее любых новейших веяний.

Предположим на минутку, что какая-то часть нашей личности действительно переживает смерть. Что дальше? Одна вероятность – что душа воплощается вновь, будь то немедленно или через некий временной интервал, и поселяется в другом теле, чтобы начать новую жизнь. Это весьма древнее поверье стало центральным в двух крупных мировых религиях – индуизме и буддизме и принималось ранней кельтской христианской церковью. Оно обнаруживается и во многих других культурах, от аборигенов Австралии до зулусов. Даже в XX веке некоторые люди утверждают, что помнят о прошлых жизнях.

Правда, большая часть этих утверждений не выдерживает никакой критики. Слишком многие уверяют в своем воплощении в известных исторических личностях. В 1930 е годы англичанка Джоун Грант прославилась беллетризованными воспоминаниями о череде своих пленительных жизней в Древнем Египте (популярное место для многих историй о прошлых жизнях). Хорошо известны еще два подобных случая. Одна женщина вспоминала, что в прошлой жизни она была королем Шотландии Яковом IV, а другая уверяла, что была знаменитой любовницей Карла II Нелл Гвинн.

Возрождение на Западе интереса к перевоплощению объясняется проведенными в начале 1950 х годов экспериментами: загипнотизированные люди могли мысленно вернуться в прошлое еще до своего рождения и даже в прошлые жизни, из которых они извлекали небывалое количество информации о повседневной жизни в прежние времена. Недавнее исследование 1088 случаев, зарегистрированных в Америке, показало, что большинство воспоминаний о прошлых жизнях весьма непоследовательно и убого. Это наводит на мысль, что в проблеме перевоплощения присутствует все же нечто большее, нежели простое хвастовство.

Первый известный красноречивый случай возвращения в прошлую жизнь произошел в штате Колорадо в 1952 году, когда гипнотизер-любитель Мори Бернштейн вернул молодую женщину по имени Вирджиния Тай в прошлую жизнь, в которой она якобы была ирландкой Брайди Мэрфи, жившей в 1798—1864 годах. К восторгу Бернштейна, Тай тут же утратила свой типичный для Среднего Запада акцент, перейдя на ирландский говор, и выдала массу убедительных подробностей о жизни в Корке и Белфасте в первой половине XIX века. Проверить ее рассказ оказалось затруднительно, ибо сохранилось мало данных об Ирландии того времени. Когда же в 1956 году Бернштейн опубликовал описание этого случая, оно произвело сенсацию, и возвращение под гипнозом в прошлое моментально стало модным. У многих возникло непреодолимое влечение к проведению собственных экспериментов с применением новой методики, в том числе у уэльского гипнотерапевта Арналла Блоксэма. В 1960 и 1970 е годы он «вернул» в прошлое более 400 человек и записал на пленку их воспоминания о прошлых жизнях.

Однако у подобных экспериментов есть слабое место – не исключена возможность того, что свидетель (введенный гипнозом в состояние повышенной внушаемости) идет на поводу у гипнотерапевта или просто фантазирует на тему известного ему события. Например, некий Гарри Хэрст вспомнил свою жизнь в египетском городе Фивы во времена фараона Рамзеса III (около 150 года до н.э.). Среди прочих деталей он упомянул римскую монету сестерций. Египтолог, к которому обратились за консультацией по поводу этого случая, указал, что название «Фивы» было дано городу греческими писателями в более поздний период, а египтянин же времен Рамзеса называл бы его «Он». Кроме того, египтяне не нумеровали своих фараонов, а различали правителей с одним и тем же именем последовательностью имен, данных при рождении, при возведении на престол и во время царствования. Первые же сестерции появились в обращении лишь через тысячелетие после правления Рамзесов.

Если перевоплощение – реальность, то мы не можем знать, до какой степени память о прошлых жизнях профильтрована современным опытом. Трудно, к примеру, утверждать с уверенностью, рассказывает ли «итальянец» свои воспоминания о прошлой жизни на английском для удобства гипнотизера или просто фантазирует, а говорить по-итальянски не умеет. Более надежный способ оценить реальность воспоминания о прошлой жизни – это рассматривать только те немногие случаи, когда испытуемый действительно говорит на другом языке. Так, зафиксированы малограмотные попытки изъясняться на древнеегипетском или современном немецком. Зато психологу Йэну Стивенсону повезло с клиентом, бегло говорившем на историческом шведском с примесью норвежского.

Американский исследователь Уилсон высказал предположение, что воспоминания о прошлых жизнях, полученные под гипнозом, являются на самом деле примерами такого психологического явления, как криптомнезия, или «спрятанная память», когда мозг восстанавливает какой-то материал, который он не признает за память. Он также полагал, что вызываемые в памяти под влиянием гипноза другие жизни можно сравнить с множественным расщеплением психики, обнаруживаемом у некоторых душевнобольных, обычно в результате травмы, полученной в детстве. Такое расщепление, известное как разновидность шизофрении, проявляется в том, что в одном теле как бы сожительствуют вплоть до сорока разных личностей. Как правило, одна из них – истинная личность, другая – «контрольная», которую можно определить как совесть пациента; остальные, менее развитые, символизируют ребячливость, артистичность и т.п. Причем, отвечая на вопросы, каждая личность настаивает на своей независимости и полном самосознании, хотя может и отдавать себе отчет в существовании, по крайней мере, еще нескольких личностей и даже взаимодействовать с ними.

Обращение Уилсона к расщеплению личности в качестве возможного объяснения феномена воспоминаний о прошлых жизнях весьма спорно, ибо синдром множественной личности (СМЛ) еще недостаточно изучен, ведутся споры о причинах его возникновения, а психиатры все чаще проявляют готовность диагностировать его. Подобно регрессивной терапии, СМЛ – явление современное. До 50 х годов нынешнего столетия зафиксировано очень мало случаев, зато сегодня они исчисляются тысячами. Тем не менее следует признать, что полученные под гипнозом свидетельства о прошлых жизнях все еще малоубедительны в лучшем случае и что следует извлечь уроки как из способности человеческого мозга создавать небылицы, выхваченные из глубины подсознания, так и из опасности использования регрессивной терапии для изучения неведомого.

 

Невидимки

 

В мае 1876 года на улицах китайского города Нанкина внезапно возникла страшная паника: в городе появились невидимые демоны, отрезавшие у людей традиционные косички. Тщетно горожане закрывали головы руками, пытаясь спасти волосы – все было напрасно. Паника распространилась на Шанхай, а затем на другие китайские города, где невидимые силы начали убивать людей во сне. Массовая истерия продолжалась около трех лет, и все эти годы загадочный «злой дух, стригущий волосы», был неуловим. Между тем это был не первый случай его появления – документы свидетельствуют, что «невидимок, стригущих волосы», знали в Китае еще в эпоху династии Вэй (477—517 годы до н.э.).

В 1890 году массовая паника охватила Японию: население было уверено, что появился невидимка, наносящий людям раны в шею. Длина пореза составляла около дюйма.

Европейские газеты, публиковавшие подобные сообщения, как правило, писали об этом со снисходительным юмором – Азия, что с нее возьмешь! Лондонская «Дейли мейл», например, с юмором описывала, как в Лахоре индийские кули убеждены в существовании «мумиай» – невидимого существа, которое рыщет повсюду и хватает людей прямо на улицах.

Юмор улетучился в 1922 году, когда массовая паника, вызванная невидимками, возникла в самой Англии, в Лондоне. Невидимая рука хватала молодых девушек, срезала им волосы и таинственно исчезала. Попытки прийти на помощь несчастным жертвам были безуспешными. Никто не мог объяснить тот факт, что средь бела дня в крупном европейском городе у людей неожиданно исчезали с головы волосы.

Начали поступать сведения о загадочных ранениях. 23 апреля 1922 года газета «Пипл» опубликовала корреспонденцию своего репортера из больницы «Черринг-Кросс» в Лондоне о поступившем туда 16 апреля пациенте с ножевой раной на шее. Он смог рассказать лишь, как свернув с Ковентри-стрит, получил ножевую рану и упал на тротуар. Через несколько часов в больницу попал второй пациент, получивший такую же рану. Наконец, в тот же день еще один человек непонятным образом был ранен на том же перекрестке…

Исторические данные свидетельствуют о том, что встречи с загадочными невидимками имели место в истории человечества во все времена и во многих странах. Русские летописи рассказывают о появлении в 1092 году в Полоцке невидимок, убивавших людей на улицах, и о массовой панике, вызванной ими: «В лето 6600 (1092). Предивно бысть чюдо в Полоцке: ночью топот всташа, по улице, яко человеци, рыщуще бесы. Аще кто вылезяше из хоромины, хотя видети, абие уязвлен будеши невидимо от бесов язвою, и с того умираху. И не смеяху излазити из хором. Посему же начаша в день являтися на конях и не бе их видети самих, но конь их видети копыта. И тако уязвляху люди Полоцкие и его область».

В 1761 году пять женщин из итальянской деревушки Вентимилья возвращались домой с вязанками хвороста. Неожиданно одна из них вскрикнула и упала замертво. Ее спутницы пришли в неописуемый ужас от увиденного: казалось, какая-то страшная сила в одну секунду растерзала несчастную. Одежда и обувь убитой были изодраны на мелкие клочки и разбросаны вокруг ее тела. На голове зияли глубокие раны, в некоторых местах даже обнажились кости черепа. Правый бок был распорот, и внутренности вывалились наружу. Крестец был раздроблен, и головку берцовой кости выдернуло из своего гнезда. Большинство внутренних органов оказалось расплющенным… Все выглядело так, словно женщина явилась жертвой внезапного бесшумного взрыва. По этому поводу было высказано предположение, что в женщину попал метеорит.

В октябре 1873 года в США, в штате Висконсин, молодая девушка, стоявшая на улице городка Меномони рядом с матерью, вдруг почувствовала, как «кто-то состригает ее волосы почти до корней, и они при этом бесследно улетучиваются». А 8 декабря 1831 года «Нью-Йорк таймс» опубликовала рассказ капитана немецкого судна «Брехзее» о странном происшествии: во время шторма на его глазах совершенно необъяснимо был ранен один матрос. У него на голове внезапно появилась рана в четыре дюйма длиной, и он упал без сознания на палубу.

В вышедшем в 1860 году «Повествовании о чрезвычайных событиях, происходивших с детьми м-ра Ричарда Джайла» описываются случаи разнообразных нападений невидимок на детей в одной семье. Однажды невидимки, например, оставили на лице одного из детей Джайла следы укуса. В другой раз свидетели видели страшное зрелище: невидимая рука душила девочку. Ее шею что-то все сильнее сжимало, при этом работы шейных мышц девочки видно не было. Позже другие дети этой семьи неоднократно становились жертвами нападений невидимок. Однажды в течение одного лишь вечера пятеро свидетелей видели, как «кто-то невидимый двадцать раз кусал их руки… Сами они никоим образом не могли этого сделать, потому что все это время мы неотрывно за ними следили. Осматривая эти укусы, мы нашли в них следы восемнадцати или двадцати зубов. На поверхности ранок была размазана слюна, контуры которой явно указывали на прикосновение чьего-то рта к руке ребенка. Поверхность была мокрая, очень мокрая, и при этом отвратительно пахла».

Читая подобное, поневоле вспомнишь сказки и легенды о шапке-невидимке и волшебных плащах, делавших его обладателя невидимым… В собрании средневековых легенд Уэльса, например, есть рассказ о том, как Касвалдон, сын Бели, прикрывается волшебной тканью, делающей его невидимым, чтобы расправиться с вождями враждебных племен. Падая на землю, враги не видели своего убийцу, а только лезвие меча, обретавшее материальность лишь за мгновение до удара…

Нечто подобное случилось с двадцатилетним южноафриканским фермером Джимии де Бруином в августе 1960 года. Невидимки «потрошили» его несколько дней кряду. Полицейский комиссар Джон Весселс и трое констеблей стали свидетелями того, как Джимми вдруг завопил от боли и на его ногах появились раны. На следующий день на глазах двух офицеров полиции у него на груди появился глубокий разрез, хотя рубашка осталась цела. Раны в разных местах на его теле возникали еще несколько дней подряд. Они были аккуратными, как будто сделанными бритвой или скальпелем.

Во всех случаях нападений невидимок на людей присутствует одна общая деталь: раны появляются на теле под одеждой, на которой нет никаких следов разрезов или проколов. Удовлетворительных объяснений феномену «невидимок» до сих пор не найдено. Впрочем, еще в 1092 году русский летописец не сомневался, что наносимые невидимой рукой раны – суть «уязвления» бесов. А интуиция у наших предков была развита гораздо лучше, чем у нас…

 

Электрические люди

 

Один из самых первых случаев изучения феномена так называемых «электрических людей» относится к 1846 году. 15 января юная француженка Анжелика Котэн, которой только-только исполнилось четырнадцать лет, испытала странное состояние, длившееся десять дней. Стоило ей приблизиться к какому-нибудь предмету, как они тут же начинали от нее отскакивать. Легчайшего прикосновения ее руки или платья было достаточно для того, чтобы даже самая тяжелая мебель начинала кружиться и прыгать по комнате.

Французская Академия наук создала специальную исследовательскую группу, в которую вошел известный физик Франсуа Араго. «Журналь де деба» в февральском номере за 1846 год опубликовал его отчет о проведенном расследовании. По мнению Араго, сила, которой обладала девочка, сродни электромагнетизму. Так, в ее присутствии стрелка компаса «сходила с ума» и начинала крутиться во все стороны. «Электромагнетическая сила» действовала на Анжелику с такой силой, что девочка нередко билась в конвульсиях, а частота пульса при этом доходила до 120 ударов в минуту. Сама Анжелика так пугалась происходившего с ней, что часто убегала из дома.

Подобный «высоковольтный» синдром впервые был отмечен в 1786 году. Впоследствии неоднократно наблюдались случаи, когда люди в буквальном смысле слова начинали «искрить», притягивать или отталкивать предметы. В 1890 х годах медики изучали американку Дженни Морган, которая обладала «высоким электрическим потенциалом». От нее во все стороны летели электрические искры. Соседи опасались встречаться с ней, а тот, кто по забывчивости или не зная о феномене прикасался к ней или здоровался за руку, случалось, даже терял сознание от шока.

Нередко повышенный электромагнетизм приводит к появлению феномена «человека-магнита». Например, американец Ф. Мак-Кинстри, которого изучали медики в 1889 году, по его словам, однажды «ощутил в себе некую заряженность». В результате он мог передвигаться только очень быстрым шагом, не останавливаясь – в противном случае его ноги «приклеивались» к полу или земле и ему приходилось просить прохожих помочь ему «отклеиться» и тем самым «выпустить из него заряд». А в 1890 году в поле зрения врачей из колледжа штата Мэриленд попал «человек-магнит» Луис Гамбургер: к нему «прилипали» все металлические предметы. Кончиками пальцев он мог поднять стеклянную банку, наполненную металлическими опилками весом около двух килограммов.

Этот и ряд других случаев описан во многих научных работах. Это феномены, когда в присутствии «электрических людей» начинают вращаться стрелки компасов, гаснут лампочки, включаются или, наоборот, выключаются или портятся электроприборы, возникают помехи в телефонных линиях.

Существует немало свидетельств и о том, что люди вдруг начинают светиться. В мае 1934 года произошло сенсационное событие, которое получило название «светящаяся женщина из Пирано». Сообщения об этом перекочевали со страниц медицинских изданий в газеты всего мира. Итальянка Анна Монаро страдала астмой, и в течение нескольких недель во время сна из ее груди исходил голубой свет. Многие врачи наблюдали это явление, которое каждый раз с перерывами продолжалось в течение нескольких секунд. Один психиатр предположил, что это явление вызвано «электрическими и магнетическими организмами, которые получили достаточно сильное развитие в теле этой женщины и посему испускают сияние». Другой врач предложил теорию «электромагнитной радиации», связав ее с определенными химическими компонентами, находящимися в коже больной. По существу, это была попытка объяснить феномен обычной биолюминисценцией.

В медицинской литературе случаи свечения человеческого тела обычно связывают с патологией. Например, известен случай свечения женщины, страдавшей раком молочной железы. При этом исходящий из больного участка груди свет был достаточен для того, чтобы рассмотреть циферблат часов на расстоянии около метра.

Единственный случай излучения света здоровым человеком описан в 1869 году в журнале «Английский механик»: «Одна американка, ложась спать, обнаружила свечение верхней части четвертого пальца ее правой ноги. Когда она терла ногу, свечение увеличивалось и какая-то неведомая сила раздвигала пальцы на ней. От ноги исходило зловоние, и как светоизлучение, так и запах не прекращались тогда, когда нога была погружена в таз с водой. Даже мыло не могло погасить или уменьшить свечения. Длилось это явление три четверти часа, и наблюдал его муж этой женщины».

Науке известно явление люминесценции – «холодного» свечения. Обычно оно вызывается либо биохимическими реакциями, протекающими в тканях и органах, а также живыми организмами – бактериями, жуками-светлячками и т.д. В принципе сверхслабое свечение свойственно, по-видимому, всем живым организмам – людям, животным и растениям. Однако далеко не всегда свечение живых организмов можно объяснить известными науке причинами.

Что же касается электромагнетизма, то он также присущ любому живому организму и связан с присутствием в нем множества заряженных частиц, обладающих слабыми магнитными свойствами. Однако возникающие при этом магнитные поля обладают крайне низкой напряженностью и совершенно не в состоянии вызвать механическое перемещение даже самых маленьких металлических предметов. Что же вызывает внезапное усиление электромагнитного поля человека в сотни и тысячи раз, превращая его в ходячий магнит или ходячую электролампочку? Вопрос, увы, остается без ответа.

 

Читать дальше:
 

Религиозные чудеса

Факты и вымысел о чудесах, которые могли совершать святые. Парение в воздухе и стигматы.